Вагонка — облицовочный материал. Так называется из-за того, что в старые времена ей обшивали грузовые, и пассажирские вагоны, да и сиденья делались из неё — же. Поэтому, другое её название — обшивка.
Производится вагонка на четырехсторонних строгальных станках, из хвойных и лиственных пород древесины. Имеет привлекательный внешний вид, хорошую звукоизоляцию. Ей легко выравнивать стены, применяется как внутри, так и снаружи помещений. Природный, естественный материал способствует созданию уюта и здорового микроклимата в помещении.
Экологически чистый материал был и остается одним из самых популярных и востребованных облицовочных материалов, несмотря на широкое распространение пластикового сайдинга.
Изготовляется из обрезного пиломатериала сосны, ели, лиственницы, осины, березы, липы, реже из ценных пород красного дерева и других, менее используемых пород древесины. Пиломатериал предварительно подвергается камерной сушке до влажности 10 — 12 %.
Имеет размеры:
— ширина — 80 — 150 мм;
— толщина — 12 — 25 мм;
— длина — 1000 — 6000 мм.
В последние годы стала производиться евровагонка из лиственницы (еврообшивка), которая отличается несколько иной конфигурацией и более жесткими техническими требованиями к материалу, контролю качества. Размеры евровагонки могут быть такими-же или незначительно отличаться. Для внутренней отделки используется более тонкая, для наружной — толще.
Отдельные элементы отечественной вагонки соединяются между собой двумя способами.
1. В четверть.
2. В замок, по принципу шпунт — гребень.
Евровагонка соединяется в замок. У отечественной вагонки в следствие дальнейшего усыхания древесины при соединении в замок может образоваться незначительная визуальная щель. Визуальная — потому, что она не сквозная. При соблюдении всего технологического процесса производства, её не бывает. Евровагонка, в следствие перепада толщины с лицевой стороны, со стороны гребня, щель не образуется. Так как соединение с лицевой стороны получается таким же как в четверть.
Оба вида вагонки производятся в соответствии с ГОСТами и ТУ. В зависимости от качества исходного пиломатериала, подразделяется на классы: — класс «Экстра» — при сортировке отбирается чистый пиломатериал, без сучков, сколов, трещин, изменения цвета (синева, покраснение) и каких-либо пороков древесины.
— класс «А» — первосортный обрезной пиломатериал, допускается до двух здоровых, светлых сучков диаметром до 5 мм, на один погонный метр длины;
— класс «В» — допускаются темные здоровые сучки, незначительные пятна с измененным цветом;
— класс «С» — низкосортный пиломатериал, с выпадающими сучками и различными пороками древесины. Производится «ширпотреб».
Вагонка, изготовленная из лиственных пород древесины (липа, осина, береза), чаще применяется для внутренней облицовки помещений. Это связано с тем, что они не являются смолосодержащими. Сердцевина для обшивочных материалов не используется. Твердая и плотная вагонка из ели, превосходно удерживает тепло, не выделяя запахов.
Обшивочный материал изготовленный из сибирской лиственницы считается одним из самых прочных и долговечных. Эта порода древесины содержит природное вещество камеди, которое препятствует её гниению и отпугивает насекомых (древоточцев….). Хорошая звукоизоляция, а звукоотражение происходит в диапазоне подходящем для концертных залов.
Вагонка из липы и осины чаще других используется для внутренней отделки бань и саун. Низкая плотность материала позволяет хорошо сохранять тепло. Приятный аромат создает здоровый микроклимат для органов дыхания.
Используются для изготовления вагонки лиственница и другие ценные породы древесины. Высокое качество, красота и долгий срок службы вполне оправдывают высокую цену на этот обшивочный материал.