Малый бизнес в сфере бытовых услуг, сегодняшнее положение и перспективы развития



Small businessОказание бытовых услуг – это популярное направление в сфере малого предпринимательства. Как правило, она включает мелкие услуги по бытовому обслуживанию и ремонту, которые периодически нужны в любой квартире или офисе. Зачастую требуется помощь плотника, сантехника, электрика, уборщика помещений, услуги грузоперевозок, помощь в переезде из квартиры или офиса, мелкий и глубокий ремонт, монтаж оповестительных систем, ремонт персональных компьютеров и многое другое.

Некоторые предприятия предлагают комплексное обслуживание по нескольким направлениям. Такие услуги иногда называют в Москве муж на час, в регионах России (кроме Перьми) хоть и не очень развито такое название, но суть от этого не меняется. Проект с этим названием появился в Перми в 2003 году, после чего моментально распространился по всей России.

Сегодняшнее положение

Сегодня рынок бытовых услуг сталкивается с рядом проблем:



  1. Главная проблема – низкая рентабельность, составляющая в среднем 10-15%. И если необходимо вкладываться в основные средства, к примеру, для клининговых услуг или транспортировки, то срок окупаемости проектов оказывается очень большим. Потому что рыночная цена на бытовые услуги, как правило, невысокая. Чтобы увеличивать доход, нужно открывать новые сервисные центры, диверсифицировать компанию в другие регионы, расширять целевую аудиторию и т.д.
  2. Развитию бизнеса препятствуют административные барьеры: налоговые проверки и особые ревизии.
  3. 3.      Распространена нездоровая конкуренция. Мастера могут работать от своего имени, а не от лица компании. Тем самым вырученные деньги они не отдают работодателю, а полностью кладут себе в карман, не платя налогов, коммунальных и арендных платежей. Таким образом, мастера получают нигде не учитываемый сверхдоход.
  4. Специфический персонал. Например, среди сантехников, электриков, плотников и других рабочих часто встречаются люди с алкогольной зависимостью. Управляющим приходится жестко контролировать своих мастеров, вести специальную антиалкогольную политику. Также неквалифицированный персонал часто конфликтует, грубит и не соблюдает правила.

В России фирмы, занимающиеся оказанием бытовых услуг, встречаются в виде сетевой и сопутствующей формах. Сетевая форма подразумевает создание филиалов, соответственно увеличение количества сегментов рынка, создание новых услуг.   Сопутствующая форма – это наличие дополнительной организации, стимулирующей развитие основной (например, продажа и ремонт замков). В России очень распространена сетевая форма, и эксперты прогнозируют развитие рынка бытового обслуживания именно через эту модель.

Перспективы развития

Спрос на мелкий ремонт квартир и бытовые услуги растет в среднем на 30% в год. Строятся новые квартиры, открываются торговые центры, расширяются компании, увеличивается качество жизни – потребность в обслуживании и ремонте увеличивается. Рынок еще не насыщен. С открытием новых сегментов, спектр услуг также будет увеличиваться. На рынке много доступных трудовых ресурсов, профессии бытового обслуживания всегда актуальны. Банки охотно выдают инвестиционный кредит, так как именно у бизнеса в сфере бытовых услуг есть явные перспективы развития.

Авто статьи: Динара Вафина.
Статья подготовлена при поддержке компанмм «Вместо мужа»
Адрес компании: Щелковское шоссе дом 100, корп 103
Тел. +7(495) 648-62-40
Адрес сайта http://www.vmesto-muzha.ru/