Скульптурная резьба по дереву



Sculptural carving

Резьба по дереву рассматривалась как вид прикладного и изобразительного искусства с давних времен. Наши предки из дерева изготавливали ковши, кубки, корыта, ушата, ложки и другую домашнюю утварь. Украшали коньки домов, ворота, двери, ставни. Не вышла продукция резчиков из моды и в наше время. Претерпев некоторые изменения, обусловленные модой и социумом, современная продукция из дерева представлена на сайте http://www.promwood.com/.

Искусствоведы, изучая прошлое и нынешнее резьбы по дереву, выделили следующие виды этого промысла:

• домовая (корабельная);

• ажурная;

• геометрическая;

• плоскорельефная;

• скульптурная.

На последнем виде остановимся более подробно. Скульптурная резьба по дереву — это вид резьбы, когда художественный объект, который стремится запечатлеть резчик, отделяется от фона. Существует два принципиально отличных друг от друга подхода в этом промысле:

1 – художественный объект вырезается отдельно. К изделию прикрепляется клеем или потайным шипом.

2 – художественный объект вырезается непосредственно в изделии без использования клея и дополнительного крепежа.

Скульптурная резьба по дереву не удобна тем, что не поддается механизации (в Таиланде этот промысел находится под патронатом короля и субсидируется из королевской казны, там некоторые мастера работают над скульптурой по нескольку лет) и из-за особенностей технологического процесса затруднено удаление деревянной пыли из углублений скульптуры (достаточно тяжело удовлетворить гигиенические требования).



Обычно для скульптуры мастер выбирает деревянную колоду, из которой и изготавливает скульптуры. Сюжеты могут быть анималистические и геометрические. Люди, животные, цветы, образы – все это резчик старается воплотить в дереве. Мы можем увидеть отдельные фигуры и сценки из жизни животных, леса, сюжеты на бытовые темы. Для каждой из задач приходится использовать свои техники резки и свои, специфические инструменты. Но, вне зависимости от поставленной резчиком перед собой задачи, ему необходимо в первую очередь очистить поверхности заготовки от лишней древесины. Срезая ее, сформировать пространство скульптуры, её рисунок и фон.

В нашей стране для резьбы чаще всего используется липа, в Испании — осина, в Таиланде — тик. Все эти деревья объединяет мягкая древесина. К мягким породам дерева относятся также тополь и пихта, ольха и тсуга, ива и ель, каштан, кедр и сосна. Каждая древесина имеет свою особенную структуру, особенности резки и область использования.

Результат скульптурной резьбы по дереву принято покрывать лаком непосредственно по древесине или по предварительно нанесенному тона соответствующего цвета. Процессы тонирования и покрытия лаком традиционно являются секретами и конкурентными преимуществами резчиков. Общедоступные технологии не применимы при создании шедевров в этом виде искусства.

В укрупненном виде операции, резьбы по дереву следующие:

1) укладка заготовки в удобном для работы положении с учетом освещения и последующее закреплением;

2) разметка (переведение) рисунка;

3) резка контурных линий рисунка;

4) резка фона;

5) резка деталей рисунка;

6) окончательная подправка;

7) зачистка резьбы.

Некоторые операции могут повторяться по необходимости.

Скульптурная резьба по дереву всегда производится в ручную и именно поэтому можно повторить сюжет, но не получается повторить скульптуру!