Строительные гипермаркеты атакуют рынок



Construction hypermarketsПоследнее десятилетие рынок строительных материалов России развивается скачкообразно: рывок – затишье — рывок.

Первые серьезные изменения произошли в начале 2000-х, когда на рынок России вышли западные торговые сети. Начали, разумеется, с крупнейших мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга. Первой была немецкая ОБИ, открывшая 20 ноября 2003 года одновременно по магазину в обеих российских столицах. За немцами последовали французы — первый строительный гипермаркет французской сети Leroy Merlin открылся в 2004 году в Мытищах. Castorama – еще одна французская сеть – то же пришла в Москву в 2004-м. И, наконец, в 2005 году на рынок России выходят финны – К-rauta открывает свой первый магазин в Санкт-Петербурге.

Постепенно, шаг за шагом, западные сети стали вытеснять с рынка старые форматы торговли – открытые рынки и мелкие розничные магазины. Надо сказать, что в этом им помогли  российские розничные операторы, подготовившие почву для своих западных конкурентов. Пальма первенства принадлежит «Максидому», открывшему свой первый магазин DIY-формата в Санкт-Петербурге еще в октябре 1997 года. А в 2001 году ее примеру следует вторая крупная Санкт-Петербургская сеть магазинов — «Метрика». Российские первопроходцы не стали изобретать велосипед и спроектировали свои первые строительные гипермаркеты по образцу западных – большие площади (до 10 тыс. кв.м.), высокие потолки, позволяющие разместить в торговом зале многоэтажные стеллажи, большие информативные ценники, палетная выкладка, просторная стоянка для машин, и, самое главное, принцип самообслуживания: сам выбрал, сам положил в тележку и сам отвез на кассу. Подобные магазины стали появляться и в других регионах России.



Ранний старт позволил российским операторам нарастить мускулы и основательно подготовиться к нашествию западных сетей.Они открывали новые супер- и гипермаркеты, выходили в другие города, внедряли программы лояльности, совершенствовали сервис.

И все же к началу 2010-х западные сети, вооруженные многолетним опытом работы на европейском рынке и имеющие за спиной мощную финансовую и организационную поддержку своих штаб-квартир, стали вырываться вперед в борьбе за российского покупателя.  Особенно в этой борьбе преуспели Leroy Merlin – их обороты почти в два раза превосходят обороты ближайших конкурентов —  Obi и Castorama. Главный залог их успеха – низкие цены и агрессивная реклама. Особенным успехом пользуются каталоги строительных гипермаркетов – каждый месяц, а иногда и каждые две недели эти сети выпускают многотысячными тиражами новые каталоги со специальными предложениями, пройти мимо которых просто невозможно. Особенно, когда в качестве поддержки выступает наружная и телевизионная реклама.

Впрочем, российские операторы DIY-рынка так же стараются не отставать – их акции и специальные предложения не менее привлекательны. А свое отставание в объемах продаж в крупнейших российских мегаполисах они стараются компенсировать активным региональным развитием. Так, санкт-петербургская «Метрика» к 2014 году открыла уже более 100 магазинов, и не только на Северо-Западе, но и в центральной части России, а так же в Татарстане.

Сейчас, после относительного затишья начала 2010х, когда западные сети определялись со своей дальнейшей стратегией развития в России, наступает новый этап. Первая тройка игроков —  Leroy Merlin Obi и Castorama – объявила о своих планах открытия новых строительных гипермаркетов не только в городах-миллионниках, но и в менее крупных населенных пунктах, например, таких, как Рязань и Иваново. Это означает, что в ближайшие годы нас оживает очередной «рывок» на рынке строительных материалов. А так же то, что доля цивилизованной крупноформатной торговли (которая, по данным экспертов, уже сегодня составляет более 50% рынка строительных материалов) будет неуклонно расти.