Обслуживание котельных



Service boilerВыработка тепловой энергии в России традиционно осуществляется централизованно на ТЭЦ. Теплоносители для нужд горячего водоснабжения и отопления поступают по трубопроводным сетям в дома и на предприятия, обеспечивая наши потребности. Однако в настоящее время сложилась тенденция к отказу от централизованного теплоснабжения. Это связано и с общим износом тепловых сетей, обладающих низкой надежностью, и с повышенной стоимостью энергии, обусловленной низкоэффективным устаревшим оборудованием станций и высокими потерями в трубопроводах. Альтернативой становятся автономные котельные, работающие на недорогом газообразном топливе и укомплектованные современным надежным оборудованием. Выработка тепла в них обходится значительно дешевле, а если учесть значительно меньшую удаленность котельных от потребителей по сравнению с расположенными за городом ТЭЦ, то и потери в теплосетях заметно ниже.
Для обеспечения бесперебойного и безаварийного теплоснабжения требуется проводить регулярное обслуживание котельных, в соответствии с требованием нормативно-технической документации и рекомендаций производителя оборудования.
Обслуживание котельных включает в себя проведение осмотра оборудования, текущий, средний и капитальные ремонты в соответствии с разработанным графиком. Отдельной строкой следует выделить проведение пуско-наладочных работ при сезонном вводе агрегатов в эксплуатацию, или после замены крупных узлов. При составлении графика учитывается, для каких целей используется котельная – только для отопления, либо для отопления и горячего водоснабжения. В последнем случае межсервисный интервал при обслуживании котельных сокращается примерно вдвое.
В состав основного оборудования котельной входят газовый топливный тракт, собственно котел с горелками и поверхностями нагрева, насосное оборудование, система выпуска дымовых газов. Современные котельные также комплектуются, помимо стандартного набора КИПиА, системой АСУ ТП. Практически все перечисленные компоненты являются опасными производственными объектами, подконтрольными органам Ростехнадзора. Поэтому обслуживание котельных должно осуществляться персоналом, прошедшим соответствующее обучение правилам безопасной работы с сосудами и трубопроводами под давлением, а также с объектами газового хозяйства. Подтверждением своевременного прохождения такого обучения служат удостоверения по форме Ростехнадзора.
При профилактических осмотрах оборудования выявляются дефекты, которые могут повлиять на дальнейшую бесперебойную эксплуатацию, отслеживается правильность тепловых режимов, и принимаются решения о проведении ремонтов. Например, по величине дифференциального давления в газовых фильтрах определяется степень их загрязненности и необходимость чистки или замены фильтрующих элементов. По косвенным параметрам определяется, насколько загрязнены поверхности нагрева котлов и принимается решение об их очистке в следующий по графику средний ремонт. Неоценимую помощь в этом оказывают современные системы АСУ ТП – оператор видит все текущие величины параметров режима, может отследить их изменения по трендам. В системе АСУ ТП также реализуются все положенные технологические защиты, блокировки и сигнализация. Оператор или инженер всегда может отследить, когда и какие процессы были нарушены, и заблаговременно принять необходимое решение.
При текущем и среднем ремонте заменяются расходные материалы, а также вспомогательные узлы, отслужившие свой срок. Как правило, это происходит без останова котельной.
К обслуживанию котельной относят и капитальные ремонты, в рамках которых могут заменяться или восстанавливаться узлы основного оборудования: котлов, газоходов, питательных электронасосов и пр. Обычно такие ремонты выполняют на остановленном оборудовании.
При проведении пуско-наладочных работ перед началом эксплуатации в рамках обслуживания котельных выполняют опрессовку всех трубопроводов, в т.ч. и топливных, опробование защит (автоматики безопасности), настраивают оптимальным образом режим горения топлива.