Эргономика рабочего места



Эргономика рабочего места

Безусловно, успешность любой организации зависит от человеческого «капитала». В особенности это утверждение точно определяет сферу торговли и услуг, где очень велика роль обмена информацией и общения. И здесь не работа механизмов, а именно труд людей имеет ключевое значение, являясь движущей силой в пути развития фирмы. Поэтому эффективность работы любой организации зависит от того, насколько хорошо и комфортно себя чувствуют сотрудники на рабочем месте.

К слову, тема оптимизации рабочего пространства достаточно сложна и многогранна. По сей день ее активно изучают психологи и физиологи. Например, мебель из металла, по всеобщему убеждению, слишком «тяжела» как в прямом, так и в переносном смысле. На самом же деле как раз наоборот: как элемент интерьера, она легко воспринимается психологически. Попытаемся рассмотреть основные моменты, из которых складывается комфорт, работоспособность и производительность сотрудников.

Естественно, первоочередное значение имеет эргономика рабочего места, а также рациональное планирование пространства кабинета в целом. Последнее основывается на делении на рабочие зоны таким образом, чтобы каждый работник мог работать эффективно: при необходимости – сам по себе, при необходимости – в команде.

Эксперты считают, что самые лучшие результаты обеспечиваются прозрачными перегородками разной высоты и степени прозрачности. Проще говоря, то, что мы видим в американских фильмах, и то, что нас больше всего удивляет – мол, как в такой обстановке можно работать, — оказывается, сделано вовсе не из-за стремления сэкономить пространство. К слову, в западных странах можно увидеть и вышеупомянутую мебель из металла, пока что наводящую ужас на наших работодателей. А между тем, все эти элементы способствуют разделению офиса на зоны и отсеки, оптимальные для того или иного вида деятельности.



Понятно, что даже самый маленький офис имеет приемную, кабинет руководителя, зону для совещаний и комнаты персонала. Каждая из этих зон должна иметь минимальную площадь, исходя из планировочного решения – таким образом можно избежать психологического дискомфорта сотрудников. Например, шкаф архивный должен располагаться так, чтобы к нему имели доступ те сотрудники, которым обычно необходимо часто обращаться к архивам. Но тем, кто не имеет к документации никакого отношения, большой предмет мебели не должен отягощать восприятие действительности. Поэтому, как и все громоздкие предметы, шкаф архивный должен располагаться там, где он действительно необходим. То же касается и других предметов мебели.

Размер самого помещения зависит от количества его посетителей. Например, площадь приемной должна быть уж никак не меньше 10 квадратных метров. Впрочем, в последнее время стали прибегать к нетрадиционной планировке: вместо обычной приемной устраивается своеобразный сектор «рецепшн», сочетающийся со шкафом для одежды или раздевалкой.

Комната совещаний и переговоров обычно несет в себе функцию презентации товаров и услуг. Поэтому рациональным решением здесь является сосредоточивание презентационной техники. Иногда в попытке экономии пространства совещательная зона находится прямо в кабинете руководителя. В таком случае кабинет разделяется на две части: неформальную и официальную. И там, и там обязательны журнальные столики и кресла. Обычно для удобного кабинета руководящему лицу хватает комнаты площадью 12 квадратных метров.

А комнаты для персонала проектируются с учетом количества сотрудников и возможности их перемещения по офису. Здесь очень важен фактор размещения техники – она должна быть доступна всем, но в то же время не должна мешать ни одному сотруднику. Также надо учитывать, что иногда необходима звуковая либо визуальная изоляция рабочих мест.

Конечно, нередко возникает ситуация недостатка пространства. Ее можно решить с помощью оптимизации рабочих мест. Обычно решением многих проблем являются правильный подбор конфигурации рабочих столов, приставных столов, навесных и напольных полок, выкатных и приставных тумб.